Юрась Міхед (juras14) wrote,
Юрась Міхед
juras14

Category:

Успешный самолёт Б-29

Ближе к концу второй мировой войны у США появился новый стратегический бомбардировщик, Боинг Б-29 «Суперфортресс». Это был крайне успешный самолёт, настоящий технологическим прорыв в авиации того времени. Он мог нести до 9 тонн боевой нагрузки, подниматься на высоту до 12 км, имел дальность полёта более 5000 км и мог развивать скорость до 574 км/ч. Именно Б-29 использовались для ядерных бомбардировок японских городов.

B-29 (последний летающий экземпляр)



У СССР такого самолёта не было. На неоднократные просьбы предоставить чертежи Б-29 по ленд-лизу Вашингтон каждый раз отвечал отказом, так как война уже очевидно подходила к концу, а возможность последующего противостояния с коммунистическим пока что союзником виделась всё явственнее, и американцам явно не импонировала идея, что в распоряжении у СССР появятся бомбардировщики, способные достигнуть берегов США. Но «союзник» пошёл другим путём - СССР попросту конфисковал у США три Б-29, совершивших аварийную посадку на его территории после военных заданий в Японии. Самолёты были разобраны по винтику, и в результате была создана точная копия Б-29 — Ту-4. В процессе копирования СССР получил ценнейшие знания.

Ту-4 в Монино



И на основе Б-29, и на основе Ту-4 были созданы свои гражданские и транспортные варианты. В США по заказу военного ведомства был сначала построен транспорт Боинг Ц-97 «Стратофрейтер».

KC-97



Уже после войны в 1947 году появился его пассажирский вариант — Боинг-377 «Стратокрузер», который давал пассажирам невиданные для гражданской авиации тех лет скорость и комфорт. Крылья, двигатели и хвостовое оперение Б-29 были оставлены без изменений, но фюзеляж претерпел значительные изменения. Самолёт, тем не менее, был не очень успешным из-за сложности в обслуживании, и использовался главным образом на международных линиях. Было построено всего 56 единиц.

Боинг 377


В настоящее время для перевозки крупногабаритных грузов используются самолёты Aero Spacelines Guppy, конвертированные из Боинга 377.

377SGT Super Guppy с турбовинтовыми двигателями перевозит части ракет



В Советском Союзе также предпринимались попытки построить гражданскую версию Ту-4, хотя и не настолько вместительную, как Боинг 377. Пассажирский лайнер получил индекс Ту-70. Хотя самолёт получился хорошим, в серию он не пошёл — все ресурсы были брошены на постройку бомбардировщиков, да и Аэрофлот ещё не мог принять лайнеры такого типа, а Ли-2 и Ил-12 с пассажироперевозками пока справлялись. Опытный экземпляр был разрезан на металлолом в 1954 году.

Ту-70



Грузовую версию — Ту-75, постигла такая же судьба, хотя прототип после свёртывания программы был отдан для грузовых перевозок и испытаний десантного оборудования. В 1954-м он разбился под Казанью.

Ту-75



Позднее в США появилась усовершенствованная версия Б-29 — Б-50. Самолёты этих типов, помимо второй мировой, использовались в также в корейской войне. Все они были окончательно сняты с вооружения в шестидесятых годах.

B-50



В СССР для замены Ту-4 был построены усовершенствованные прототипы Ту-80 и Ту-85. Однако, они не отвечали поставленным требованиям, а Корейская война показала, что поршневые самолёты уже морально устарели. Но многие решения, найденные и испытанные на Ту-85 были впоследствии использованы для создания основного советского, а позднее российского дальнестратегического бомбардировщика Ту-95.

Ту-80


Ту-85



Снятые с вооружения середине шестидесятых годов Ту-4 были проданы Китаю. Китайские товарищи провели попытку построить собственную версию. Самолёт был оснащён турбовинтовыми двигателями (все прежние версии были поршневыми), и предназначался для размещения на нём системы ДРЛОиУ (программа KJ-1). Но образец не отвечал требованиям ВВС КНР, и программа была свёрнута в 1967 году. По другой версии, начавшееся производство было остановлено в смуте «Культурной революции», а когда к программе вернулись, она оказалась слишком устаревшей, чтобы продолжать по ней работу.

Китайский самолёт, оснащённый радаром.




Фотографии с сайтов:
Discovery Channel
Airliners.net
Airwar.ru (© КБ Туполева)
Svavia.ru (© КБ Туполева)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments